Дети, пришедшие в семьи из интернатных учреждений, испытывают последствия устойчивой психической неудовлетворенности в потребностях. Эта неудовлетворенность выражается в следующих типах поведения: «Стремящиеся к компенсации» (активно ищут выход из создавшегося положения), «Подавленный» тип» (характеризуется уходом в себя от травмирующей его ситуации), «Хорошо приспособленный» (склонен находить достаточно стимулов для своего развития в условиях воспитания в интернатных учреждениях). Уходы из семьи, взявшей детей на воспитание, могут быть связаны с трудностями адаптации в новых для них условиях.
«Стремящиеся к компенсации» уходят из семьи по причинам:
- Недостаток внимания взрослых к ребенку;
- Чрезмерная перегрузка от общения со сверстниками (из семей);
- Узкий круг социальных контактов (дом, школа);
- Тревога не оправдать ожидания взрослых;
- Страх наказания;
- Поиск авторитета;
- Удовлетворение собственных амбиций.
«Подавленный» тип покидает семью по следующим причинам:
- Гиперопека;
- Эмоциональная усталость;
- Стремление к одиночеству;
- Завышенные требования взрослых;
- Боязнь не оправдать доверие;
- Школьная тревожность.
«Хорошо приспособленный» тип детей стремиться уйти из-под контроля взрослых:
- Ностальгия по прежним условиям жизни, персоналу учреждения, сверстникам, друзьям.
- Предпочтение коллективных форм деятельности над индивидуальными
- Незнание семейных ценностей;
- Страх одиночества;
- Непонимание требований взрослых;
- Недостаточное развитие навыков самообслуживания.
При воспитании приемных детей не нужно пренебрегать следующими советами:
- Вероятность самовольного ухода из дома очень высока у всех типов детей.
- Условия жизни в учреждении очень отличаются от семейных. Адаптация проходит болезненно.
- Нельзя переоценивать самостоятельность воспитанников (например, умение расходовать карманные деньги).
- Нельзя резко менять их образ жизни.
- Нельзя негативно отзываться о том, что дорого ребенку: об учреждении, о родителях, воспитателях.
- Надо знать ближайшее окружение ребенка (подросток, воспитанный вне семьи стремится к взрослым компаниям).
- Нельзя перегружать домашними поручениями (например, уход за больными, престарелыми родственниками или детьми).
- Надо учить самообслуживанию.
- Надо предотвращать ссоры и конфликты приемных и кровных детей (устанавливать очередность пользования бытовыми, учебными и развлекательными предметами.)
- Постоянно оказывайте помощь ребенку, пережившему горе потери близких.